Техническое состояние дорожных ограждений является важным фактором безопасности дорожного движения на автомагистралях различного значения. Прочность стальной конструкции в результате многолетней эксплуатации в условиях агрессивной коррозионной среды может значительно уменьшиться за счет коррозионного разрушения составляющих ее элементов. Поэтому долговечность металлической конструкции будет зависеть от правильно спроектированной антикоррозионной защиты на стадии производства. На защитные покрытия дорожных ограждений воздействуют следующие внешние факторы:
- атмосферные осадки
- ультрафиолетовое излучение и перепады температур
- воздействие выхлопных газов в окружающей атмосфере
- воздействие растворов солей в зимний период
- повышенное воздействие воды, грязи, пыли при движении транспортных потоков
- механические повреждения от ударов камней, песка, дорожно-транспортных происшествий
Высокая коррозионная нагрузка требует от производителя металлических конструкций тщательного анализа перечисленных выше условий и выбора оптимальной антикоррозионной системы, обязательной качественной струйно-абразивной подготовки поверхности металлических конструкций и применения стойких материалов. При данных условиях эксплуатации предлагаем рассмотреть для надземной части ограждений следующие схемы FEIDAL (Таблица 1):
Таблица 1. Трехслойные и двухслойная антикоррозионная системы FEIDAL согласно DIN EN ISO 12944-5 для условий окружающей среды высокой агрессивности С4.
В сильно загрязненной атмосфере лучшими антикоррозионными свойствами обладают в первую очередь двухкомпонентные (2К) лакокрасочные материалы – эпоксидные и полиуретановые. Двухкомпонентные материалы имеют хорошую стойкость к растворам солей, механическим нагрузкам, воздействию частиц песка, ударам камней, влаге и солнечной радиации.
Этот вариант представляет собой уже знакомую нашим клиентам трехслойную классическую схему, проверенную многими десятилетиями на практике в Германии. Общая толщина защитного слоя – 240 мкм. Устойчивость системы 15-20 лет в атмосфере высокой агрессивности. Грунтовочное двухкомпонентное покрытие на эпоксидной основе MG46 FEIDAL 2 K- EP- Zinkstaub обеспечивает эффективную антикоррозионную защиту, включая катодную, так как материал содержит в сухом слое не менее 95% цинкового пигмента (цинковой пыли). Частицы цинкового пигмента выступают в роли проводника электрического тока, соприкасаясь со стальной подложкой и между собой. Рецептуры грунтовочных покрытий с цинковым пигментом (объемная концентрация пигментов – ОКП) специально разработаны таким образом, чтобы при нанесении на очищенную стальную поверхность частицы цинковой пыли контактировали с металлом и друг с другом. Электропроводность гарантируется использованием минимально возможного количества связующего. По мнению специалистов FEIDAL 94%-е содержание цинкового пигмента в рецептуре соответствует оптимальному для данного продукта соотношению со связующим. Кроме катодной защиты эпоксидные грунты осуществляют эффективную барьерную антикоррозионную защиту, особенно в сочетании с соответствующими эмалями FEIDAL. Даже при механическом повреждении лакокрасочного покрытия грунтовочный слой MG46 позволяет исключить или свести к минимуму распространение подслойной коррозии, возможное при других типах грунтовочных покрытий без цинкового пигмента. По мнению специалистов (1) продукты коррозии цинкового пигмента дополнительно увеличивают плотность грунтовочного слоя, что понижает его пористость и увеличивает барьерное действие всей системы. Важным условием при использовании подобных грунтов является достаточная чистота поверхности подложки до степени Sa2( Sa3), а также минимальная шероховатость поверхности около 40 мкм ( Rz). Так как при проведении струйно-абразивной подготовки поверхности (как правило, абразивом с острыми гранями) величина шероховатости может находиться в пределах 40-60 мкм, специалисты FEIDAL рекомендуют наносить грунтовочное покрытие MG46 – с минимальной толщиной сухого слоя 60-70 мкм. В этом случае гарантируется перекрытие вершин выступов микропрофиля поверхности металла и катодная защита.
Промежуточная эпоксидная эмаль ZD 60 FEIDAL 2 K- EP- Deckbeschichtung EG содержит специальный антикоррозионный пигмент – железистую слюдку, которая широко применяется для лучшей барьерной защиты от атмосферных нагрузок, придает покрытию большую механичесую прочнось и стойкость к солнечной радиации. Материалы, содержащие железную слюдку, имеют ограниченные цветовые тона. Как правило, это серые, зеленые, синие и красные оттенки согласно каталогу DB – Немецкой железной дороги (Deutsche Bahn).
Окончательное покрытие осуществляется двухкомпонентной акрил-полиуретановой эмалью ZD 23- FEIDAL 2K-AY-PUR-Deckbeschichtung . Эмаль ZD23- глянцевая или матовая.
Металлические опоры, на которых производится монтаж ограждений, вкапываются глубоко в грунт. Стандартом ISO 12944 коррозионная среда для подземных конструкций обозначается как Im3. В данном случае оптимальная антикоррозионная защита достигается следующей системой покрытий FEIDAL (Таблица 2.)
Таблица 2. Антикоррозионная система FEIDAL согласно DIN EN ISO 12944-5 для условий окружающей среды Im3.
Эмаль ZT07 в сочетании с грунтовкой MG46 обладает хорошей устойчивостью не только в земной почве, но и при погружении металлической конструкций в воду. Данная система используется для защиты гидротехнических сооружений, шлюзов.
В последние годы на скоростных прямолинейных участках автомагистралей России в основном монтируются дорожные ограждения с горячей оцинковкой. В Западной Европе также большинство металлических конструкций защищают горячей оцинковкой, которая дополнительно окрашивается лакокрасочными материалами. Такую комбинированную защиту называют Duplex-Systeme: горячая оцинковка плюс покрытие. Длительность защиты «дуплексной системы» существенно больше, чем сумма отдельно взятой длительности защиты горячей оцинковки и лакокрасочного покрытия. Согласно комбинации системы удлиняющий фактор составляет от 1,2 до 2,5.
Возможно, что на большей части магистралей комбинированная система будет применяться не скоро, но на опасных поворотах и транспортных развязках сигнальная вертикальная разметка является обязательным требованием дорожной безопасности. На этих участках дорожные ограждения могут иметь защитные покрытия, как с комбинированной горячей оцинковкой, так и с отдельной лакокрасочной системой. Для примера мы хотели бы предоставить (Таблица 3.) несколько вариантов «дуплексных систем».
Таблица 3. Дуплексная система (горячая оцинковка+покрытие FEIDAL) согласно DIN EN ISO 12944 для высокой агрессивности окружающей среды С4.
Хотим обратить Ваше внимание на то, что цинковое покрытие металлических дорожных конструкций подвергается активному воздействию солей. Износ цинкового слоя может происходить неравномерно. В дальнейшем нанесение ремонтного защитного покрытия будет возможно только с помощью лакокрасочных защитных покрытий.
При желании каждый малярный цех крупного машиностроительного предприятия или завода металлических конструкций может быть оснащен за относительно короткий срок современным окрасочным оборудованием, а также обеспечен широким ассортиментом качественных лакокрасочных материалов, измерительных приборов. Но квалификация производственного персонала, технологов, специалистов ЦЗЛ, отделов контроля качества требует основательной и планомерной подготовки в течение нескольких лет.
FEIDAL предлагает оперативное решение различных по сложности проблем в области окрасочных технологий. Столетние традиции немецких предприятий FEIDAL, высокий уровень квалификации персонала и многолетний практических опыт специалистов в области применения антикоррозионных систем будет полезен нашим клиентам для эффективной технической подготовки. Мы готовы передать этот опыт нашим клиентам при нашем постоянном техническом сопровождении.
Автор: Зинькевич Александр.
Литература:
Lehrbuch der Lacktechnologie – T.Brock, M.Groteklaes, P.Mischke, Vincenz Verlag, Hannover, 2000.
Korrosionsschutz von Stahlbauten durch Beschichtungssysteme. Verband der Lackindustrie e.V. Frankfurt/Main, Bundesverband Korrosionsschutz e.V. Koln, 1999.